«Как стать большим?»: предикативные прилагательные в детской речи

В статье рассматривается проблема выбора творительного или именительного падежа предикативного прилагательного в депиктивной конструкции с глаголом мены состояния стать, а также усвоение этой конструкции русскоязычными детьми. Анализ 102 конструкций «стать + прилагательное в именительном или творительном падеже», выделенных методом сплошной выборки из 93 устных неподготовленных извлеченных рассказов русскоязычных детей в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 11 месяцев, показал, что, несмотря на то что дети к данному возрасту уже овладели основными значениями именительного и творительного падежей, процесс выбора падежной формы прилагательного в рамках единой конструкции еще находится в стадии формирования. Привлечение данных устного подкорпуса Национального корпуса русского языка позволило выявить статистически значимую взаимосвязь между падежом предикативного прилагательного и синтаксической структурой высказывания. Взаимодействие семантических, синтаксических и коммуникативно-прагматических факторов обеспечивает сосуществование в современной устной русской речи четырех квазисинонимичных депиктивных конструкций с глаголом мены состояния стать, которые зависят от значения признака (имеет он временный или актуализированный характер), порядка слов и расположения коммуникативного акцента, который может выделять либо признак, либо сам процесс мены состояния. Анализ также показал, что в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 11 месяцев ключевым фактором для детей является значение признака: если дети принимают возможность временного характера признака, они руководствуются теми же принципами, что и взрослые носители языка, ориентируясь при выборе падежной формы на коммуникативную значимость либо признака, либо процесса мены признаков; если временный характер признака является для детей неясным, значения прилагательного и глагола вступают в противоречие и выбор падежа имеет случайный характер.

Ключевые слова: